Молодые и умные: московские врачи — о своем призвании
Фото: mos.ru. Юлия ИванкоОни успевают соединять дежурства в больницах с научной работой, а в некоторых случаях — и с руководством отделением. Рассказываем истории трех московских врачей.
Молодые врачи — будущее столичной медицины. Они успешно лечат пациентов и занимаются научными исследованиями. Mos.ru пообщался с тремя победителями конкурса научных работ, награжденных на XVIII Ассамблее «Здоровая Москва». Одни из них уже стали кандидатами наук, другие готовятся защитить диссертацию.
Александра Наумова: Учеба в медицинском — это сложно, но невообразимо интересно
Детский онколог, педиатр, заведующая центром амбулаторной онкологической помощи Морозовской больницы
На конкурс молодых врачей в рамках фестиваля «Формула жизни» я представила научную работу «Стратегия ранней диагностики лимфомы Ходжкина у детей и подростков в условиях мегаполиса». Она основана на моей кандидатской диссертации, которую еще предстоит защитить.
Лимфома Ходжкина — довольно редкое онкологическое заболевание у детей и подростков. К сожалению, оно может долгое время течь без симптомов, в связи с чем пациенты попадают к детскому онкологу уже с распространенными стадиями. Надеюсь, что разработанные нами рекомендации по дифференциальной диагностике помогут врачам вовремя диагностировать лимфому Ходжкина.
Еще в пять лет я сказала, что хочу быть врачом, и не изменила своей мечте. Истина, после школы я поступила в Государственный университет управления, но желание связать жизнь с медициной не исчезло. На последнем курсе я перевелась на заочное обучение и параллельно поступила в Российский государственный медицинский университет имени Н.И. Пирогова (сейчас — Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова).
Учеба там стала одним из самых интересных периодов в моей жизни. У нас была насыщенная студенческая жизнь, но главное — весьма высокое качество образования, большой выбор элективных курсов и разнообразных научных обществ. Уже во время учебы я посещала дополнительные курсы по детской онкологии, кружки на профильных кафедрах. Все это пригодилось мне в будущем.
Я параллельно работала вначале медицинским инженером в одном федеральном хирургическом центре, а затем — медицинской сестрой в отделении трансплантации костного мозга в детской больнице. Работа не мешала мне полноценно обучаться, и я окончила университет с отличием. После ординатуры стала работать в городском здравоохранении, а собственно в Морозовской больнице.
Основная задача детского онколога — исключить или удостоверить диагноз. Необходимо детально опросить родителей и ребенка, если позволяет его возраст, провести скрупулезный осмотр. Затем составить план обследования или принять решение о госпитализации. Но детский онколог должен быть и психологом, уметь находить всеобщий язык с родителями.
В 2017 году я стала одним из победителей конкурса Департамента здравоохранения Москвы «Лидер. Мед». Для нас, будущего кадрового резерва, разработали программу профессиональной подготовки по направлению «Общественное здоровье и здравоохранение». На протяжении восьми месяцев нас ждали интересные лекции, эффективные практические занятия, а по завершении — серьезный трехступенчатый экзамен. Благодаря конкурсу «Лидер. Мед» я не лишь получила необходимые знания, но и обрела новых друзей.
Мне всегда хотелось сочетать клиническую практику с научной работой, а онкология фактически неотделима от научных исследований. Работа оставляет совсем немножко свободного времени, и его я предпочитаю проводить с семьей. Иногда у меня получается заниматься бальными танцами, а еще мне нравится деятельный отдых.
Врач должен постоянно повышать свой профессиональный степень. Важно стремиться к непрерывному образованию и самообразованию, быть в курсе новых тенденций диагностики и лечения. Кроме того, стоит помнить и о внимательном и бережном отношении к пациентам.
Планов на будущее много. Главное — это защита кандидатской диссертации. В работе затронуты две специализации — и онкология, и педиатрия. Это сделано для того, чтобы результаты диссертации могли использовать не всего лишь детские онкологи, но и врачи-педиатры.
Антон Гугнин: В Боткинской больнице есть прекрасные возможности для развития
Врач-хирург, заведующий отделением стационара кратковременного пребывания №1 Боткинской больницы
С детства меня интересовали анатомия, биология, химия, а в доме, где я вырос, почти все старшие были либо врачами, либо учителями. И среди друзей и знакомых много медицинских работников. Потому мне всегда очень нравилась профессия врача.
Я закончил Курский государственный медицинский университет по специальности «лечебное дело». Затем в Москве проходил клиническую ординатуру в Российской медицинской академии непрерывного последипломного образования по специальности «хирургия» на базе Боткинской больницы. Впоследствии окончил аспирантуру по специальности «клиническая медицина». Руководство Боткинской больницы предложило остаться тут работать, и я согласился.
В апреле 2019 года меня перевели на должность заведующего отделением стационара кратковременного пребывания (хирургического) № 1. С тех пор я совмещаю эту должность с дежурствами в круглосуточном стационаре и неотложной хирургией. В нашей больнице для молодых специалистов есть прекрасные возможности для развития.
Собственный рабочий день я начинаю в семь утра с осмотра пациентов и подготовки к плановой конференции, где обсуждаются вопросы лечения и выписки больных. А в 9 часов утра уже вся больница приступает к плановой работе. Официально мой рабочий день длится до пяти часов, бывает, приходится задерживаться.
Весьма много времени стараюсь уделять пациентам: важно вникнуть в историю болезни каждого. Работу в стационаре я совмещаю с работой в операционном блоке. И параллельно с практической деятельностью занимаюсь научными исследованиями.
Тема работы, за которую я был награжден, она же — тема моей диссертационной работы — «Стентирование ободочной кишки в этапном лечении больных с острой обтурационной толстокишечной непроходимостью». На базе Боткинской больницы было проведено комплексное исследование и лечение больных колоректальным раком, осложненным острой обтурационной толстокишечной непроходимостью.
В 2017 году Боткинская больница была признана главным и лучшим многопрофильным стационаром города. Такой эксперимент, как здесь, сложно получить где-то еще. Это стало возможным благодаря поддержке, в том числе финансовой, со стороны города.
Я проходил стажировки за рубежом, и это было полезным опытом. Так, в июле 2019 года Департамент здравоохранения Москвы отправил группу хирургов, обладателей статуса «московский доктор», на курсы повышения квалификации в Милан. Москва помогает не лишь молодым врачам, но и всем медикам, заинтересованным в дальнейшем росте. Так, обладатели статуса «московский доктор» получают ежемесячную надбавку в течение пяти лет в размере 15 тысяч рублей.
Обыкновенно весь отдых приходится на выходные, когда нет дежурств. Для смены обстановки профком нашей больницы арендует для сотрудников залы, где можно заниматься. Так, каждый вторник у нас проходят тренировки по футболу, их стараюсь не пропускать.
Александра Писарюк: У меня не было колебаний по поводу выбора профессии
Кандидат медицинских наук, доктор функциональной диагностики, терапевт (до 2016 года) ГКБ имени В.В. Виноградова, ассистент кафедры внутренних болезней с курсом кардиологии и функциональной диагностики имени академика В.С. Моисеева РУДН
Я выросла в семье врачей, потому у меня не было колебаний по поводу будущей профессии. По субботам я могла приходить к маме на работу, где наблюдала за врачами, видела ординаторские, пациентов, истории болезней. Мой папа прямо дома обезболивал и зашивал нашей собаке лапы, когда она наступала на стекла или дралась с другими собаками. И я не представляла, что люди вообще могут как-то по-другому трудиться.
Когда ты учишься шесть лет на медицинском факультете, каждый год тебе нравится новая специальность. К концу шестого курса я так и не определилась, какая область (если сообщать о внутренних болезнях) мне ближе. Я пошла учиться этой специальности — «внутренние болезни» — которая охватывает все, в надежде, что уже в процессе работы пойму, что мне увлекательно.
Оказалось, что именно внутренние болезни — самая интересная область, истина, и самая обширная. Специалист по внутренним болезням видит всю картину целиком, не фиксируясь только на одной системе, которую хорошо знает. До сих пор во всем мире внутренняя медицина считается основой лечебного процесса в любой больнице. И самые сложные болезни, затрагивающие разные системы организма, успешно лечить могут всего такие специалисты.
Я с отличием окончила Медицинский институт Российского университета дружбы народов. Еще в студенчестве была очарована кафедрой внутренних болезней: она была такая динамичная и прогрессивная, а профессора летали по всему миру со своими научными достижениями. Тут я окончила интернатуру, ординатуру, аспирантуру и осталась работать. Кафедра базируется в больнице имени В.В. Виноградова, где я тружусь уже 5 лет.
В аспирантуре я писала диссертацию по инфекционному эндокардиту. Вместе с командой единомышленников весьма много работала. Мы лечили пациентов и занимались научными исследованиями для улучшения оказываемой помощи таким больным. Это была интересная совместная работа разных специалистов: терапевтов, кардиологов, эхокардиографистов, кардиохирургов, микробиологов и реаниматологов. Даже после окончания и защиты диссертации я остаюсь максимально вовлеченной в эту деятельность.
С самого начала мы вели локальный регистр пациентов с инфекционным эндокардитом, после присоединились к европейскому регистру Euro-Endo, который недавно был завершен. Его данные будут использованы в новых рекомендациях по лечению таких больных в Европе.
Собственно за фрагмент научной работы по инфекционному эндокардиту я получила награду на ассамблее. А ранее с иной частью этой же работы я участвовала в конкурсе молодых специалистов на XV Национальном конгрессе терапевтов и заняла первое место. Призом стала поездка на стажировку в Финляндию.
Меня во многом вдохновляет мой научный глава академик РАМН Валентин Сергеевич Моисеев, ушедший от нас в 2017 году. Собственно он помог придумать мою научную работу, которая стала такой актуальной. И он мог вдохновить каждого своего аспиранта.
Все время вне работы мне приходится писать: надо продолжать научные исследования, готовить доклады и статьи, выступать на конгрессах. Два-три раза в год мы едем в Европу или по России и рассказываем о результатах нашей научной деятельности.
Я работаю и в университете, и в больнице — времени остается мало. Каждую свободную минуту провожу довольно активно, занимаюсь спортом. После этого и работается легче.
Источник: Правительство Москвы