Карло Гоцци, Томас Манн и Николай Гоголь. 5 книг для домашнего чтения
Читаем и перечитываем классические произведения, которые никогда не потеряют актуальности.
Каждый вечер, закончив дела, мы тянемся к телевизионному пульту, ноутбуку, в котором остались недосмотренные эпизоды сериала или смартфону — что пишут в социальных сетях? Но можно развлечь себя и старым добрым способом — достать с полки книгу. В материале mos.ru — 5 вариантов. Все книги — проверенная временем классика.
Рассказы Константина Паустовского
Почему бы не посмотреть на знакомые со школы произведения — сегодня они могут открыть перед нами новые грани. Вот, например, рассказ «Телеграмма» Константина Паустовского, написанный в 1946 году. Главная героиня — молодая женщина, которая уехала из деревни и забыла о своей матери-старушке. В родимый дом она возвращается после телеграммы, отправленной чужими людьми, — попрощаться с мамой.
Этот рассказ в духе психологического реализма был среди любимых у актрисы и певицы Марлен Дитрих. Человек искусства, она была еще и тонко чувствующей интеллектуалкой. На ее книжной полке Рильке соседствовал с Гете, а в 1960-х к ним присоединился Паустовский. «Телеграмма», прочитанная в переводе на английский в каком-то журнале, стала ее первым и пока заочным знакомством с советским писателем. Вскоре они встретились, и Дитрих какое-то время не могла вымолвить ни слова.
В своей автобиографической книге «Рассуждения» она писала:
«Он произвел на меня такое впечатление, что ни рассказ, ни имя писателя, о котором никогда не слышала, я уже не могла позабыть. Мне не удавалось разыскать другие книги этого удивительного писателя. Когда я приехала на гастроли в Россию, то в московском аэропорту спросила о Паустовском… Он в то время был болен, лежал в больнице. Позже я прочитала оба тома “Повести о жизни” и была опьянена его прозой».
История двух фотографий. Как Марлен Дитрих упала на колени перед Константином Паустовским
«Турандот» Карло Гоцци
Отправляемся в 1762 год, в Италию, где драматург Карло Гоцци устроил театральную революцию. Войной он пошел против буржуазных пьес своих коллег Карло Гольдони и Пьетро Кьяри. Гоцци сделал ставку на площадную комедию дель арте — с ее простотой и импровизацией. Вскоре после премьеры «Турандот», во время показов которой артисты прямо сцены обращались к залу и комментировали актуальные новости, не переставая играть, соперники были повержены — об этом довольный Гоцци писал в своих воспоминаниях. Гольдони уехал в Париж, а Кьяри вообще перестал писать.
О чем же эта пьеса? Разумеется, о любви. А еще о жестокости и о власти. В далеком полусказочном Китае живет принцесса Турандот. Отец-император мечтает выгодно выдать ее замуж. Турандот — настоящая красавица, и от претендентов на ее руку — принцев всех мастей — нет отбоя. Каждый, кто хотя бы раз взглянет на ее портрет, уже не сможет жить спокойно. Но принцесса не хочет замуж. Она хочет рубить головы. Каждый, кто хочет на ней жениться, вначале должен правильно ответить на три сложнейшие загадки. Не смог — голову с плеч. Так продолжается до тех пор, пока во владениях отца Турандот не появляется 1 очень умный парень — тоже принц, но обедневший.
Пьеса Гоцци произвела революцию не всего на родине драматурга, но и в Советской России. В 1922 году режиссер Евгений Вахтангов в Третьей студии МХАТ, которая вскоре после этого стала театром его имени, поставил постановка «Принцесса Турандот». Спектакль, ставший последним в жизни Вахтангова (во время репетиций обострилась язва, и до премьеры он не дожил), поразил не только лишь простых зрителей, но и самого Константина Станиславского — учителя Вахтангова. «Принцесса Турандот», поставленная в необычном для России жанре комедии дель арте, стала прогрессивным высказыванием: актеры обсуждали со сцены со зрителями последние события в стране.
Загадки «Принцессы Турандот». Вспоминаем главный постановка Евгения Вахтангова
«Гроза» и «Снегурочка» Александра Островского
От классики итальянского театра — к классике театра отечественного. «Снегурочка» и «Гроза» — две весьма разные пьесы, но их объединяет тема личности, попавшей во враждебное ей общество.
Перечитать Островского советует художественный глава Театра на Таганке Ирина Апексимова.
«Иосиф и его братья» Томаса Манна
Роман-четырехтомник «Иосиф и его братья» немецкий писатель Томас Манн считал лучшим из своих произведений — лучше дебютных «Будденброков», за которых получил Нобелевскую премию. Ветхозаветный сюжет о проданном сыне Иакова Иосифе, которому завидовали и которого яростно ненавидели собственные братья, писатель перенес во времена древнеегипетских правителей Аменхотепа III и его сына Эхнатона.
Манн писал тетралогию 17 лет. Идея возникла в 1926 году, когда он перечитывал Библию. Ему показалось, что Иосифу — крайне интересному и загадочному персонажу, сумевшему из простого раба сделаться доверенным лицом правителя — уделено слишком мало внимания. Он долго думал о нем, вдумчиво изучал уклад жизни и быт Древнего Египта, дорисовывал детали, размышлял, что еще могло происходить с Иосифом в те времена.
Так, так, в 39-й главе книги Бытия очень кратко упоминается, что героя незаслуженно обвинили в изнасиловании жены хозяина. Манн показывает, как жестокая красавица Мут-Энем исподволь все больше влюблялась в Иосифа, безуспешно пыталась добиться его расположения и, в конце концов, решилась на низкий поступок. Кроме того, автор придумал множество дополнительных персонажей.
Самого Томаса Манна также волновала главная тема произведения — тема предательства. Он был глубоко разочарован тем, что происходило в 1920-х в его стране. Писатель не разделял идеи Гитлера и считал, что вставшие под его знамена соотечественники предали главные человеческие ценности.
«Иосиф и его братья» — одна из любимых книг Елены Жук, директора Дома-музея Марины Цветаевой. Она рассказала, что этот роман стал ее спутником на долгие годы.
Киплинг, Манн и Витгенштейн. Любимые книги директоров московских музеев
«Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя
1 из главных мистиков отечественной литературы Николай Гоголь начал писать жуткие «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 1829 году, когда ему было итого 20 лет. Тяга к страшным историям была у него всегда, с детства он заслушивался древними преданиями о русалках, домовых и прочей нечисти. В отцовском поместье Васильевка, где он вырос, суеверия и легенды были в почете.
Для своего сборника он собирал народные поверья, малороссийские истории, информацию об обрядах. А повести «Майская ночь, или Утопленница» предшествовал случай из его жизни. Раз, когда маленький Коля был дома один, он увидел кошку, ужасно его напугавшую. Животное смотрело на него и шипело, выгибая спину и готовясь к атаке. Ребенок, наслушавшийся страшных сказок, пришел в ужас. Он схватил кошку и выкинул ее в пруд. После очень долго мучился угрызениями совести — а вдруг та кошка была заколдованным человеком?
Что касается названия сборника, то существует несколько версий. По одной из них, мать будущего писателя после смерти первых сыновей часто ездила в диканьковскую церковь святого Николая. И следующего ребенка она назвала Николаем, а он, когда вырос, тоже отдал дань намоленному месту, увековечив его в своем цикле повестей.
Уместно, «Вечера на хуторе близ Диканьки» очень нравились Александру Пушкину — он хвалил и сюжеты, и стиль повествования.
Художественного руководителя Центра драматургии и режиссуры Владимира Панкова с этими повестями познакомил папа, который читал ему их на ночь.
Сарамаго, Булгаков, Гоголь: любимые книги Владимира ПанковаОт Девичьего поля до Данилова монастыря. Гид по Москве Гоголя
Источник: Правительство Москвы