Основательница «Человека». Какой мы запомним Людмилу Рошкован
Актриса и режиссер ушла из жизни, ей был 81 год. Mos.ru вспоминает основные этапы ее творческой биографии, и многое было связано с московским театром «Человек».
Людмила Рошкован родилась в 1938 году. Когда ей было 23, окончила студию Московского театра имени Ленинского комсомола. Призвание устанавливать спектакли она почувствовала уже тогда и в 1965-м получила диплом режиссерского факультета Московского института культуры. Идея создания собственной студии возникла чуть позже, в 1970-х. К тому времени Рошкован была опытной актрисой и режиссером — ее хорошо знали и зрители, и критики, она успела поработать во многих московских театрах.
Театр-студия: Маяковский, Мрожек и запреты
Какое-то время Людмила Романовна руководила драмкружком при Доме культуры завода «Красная звезда». В 1974 году из этого коллектива вырос театр-студия с незамысловатым названием «Человек». Почему собственно так, Рошкован однажды рассказала театральному критику Натальи Казьминой. Дело вовсе не в знаменитой цитате Максима Горького, подчеркивала она:
«Должно звучать гордо. Может быть. Но для меня в слове “человек” таится какая-то страшная догадка. Уместно, это связано и с Богом, и с концепцией мира. Думаю, Творец уже не раз досадовал на то, что ему удалось сотворить». (Цитируется по книге Натальи Казьминой «Свои и чужие»)
Людмила Романовна увлекалась творчеством Тадеуша Ружевича, Владимира Маяковского, Славомира Мрожека. Их пьесы часто появлялись в репертуаре коллектива — и это было совсем не то, что хотели видеть руководящие органы художественной самодеятельности. Спектакли «Владимир Маяковский», «В открытом море», «Картотека» были запрещены вскоре после премьер. Та же удел постигла «Реквием для губной гармоники» Энна Ветемаа.
И саму Рошкован пытались отпустить от занимаемой должности — в 1978 и 1982 годах. Оба раза коллектив добивался ее восстановления.
В основном в театре-студии шли спектакли, поставленные ею, но она часто давала площадку начинающим профессионалам. В 1983-м на сцене «Человека» показали «Эмигрантов» Мрожека, постановка создали студенты Школы-студии МХАТ. В работе принимал участие Роман Козак.
Однако отдел художественной самодеятельности оставался недоволен. Это подтолкнуло театр-студию на практически нелегальное существование — запрещенные спектакли стали играть в подвалах. «Человек» стал театром андеграунда.
Как устроен «Человек». Все о театре, из которого вышли Брусникин, Женовач и Золотовицкий
Главное детище
Все изменилось в годы перестройки. «Человек» стал модным местом, московские театралы заговорщически сообщали приезжим друзьям, что его нужно посмотреть обязательно. Он привлекал смелостью, новизной взглядов, темами пьес.
В 1987-м «Человек» получил официальный статус, тогда же он обрел и собственный дом — в центре Москвы, недалеко от Арбата.
В здании в Скатертном переулке ранее была конюшня, его нужно было привести в надлежащий вид. Этим собственноручно занимались Рошкован и ее артисты. Предстояло много тяжелой работы, но никто от нее не отказывался — собственный дом этого стоил. Потом в распоряжение театра отдали подвал в здании жилого дома минуя дорогу.
Всемирное признание
Начались гастроли — не только по стране, но и за рубежом. Артисты посетили США, Италию, Великобританию, Финляндию, Швейцарию, Аргентину, Францию — список можно продолжать долго.
Людмила Рошкован работала круглыми сутками, забывая обо всем, — главным для нее был театр. Собственно она открыла режиссеров Романа Козака, Сергея Женовача — поверив в них, дав им шанс. Козак дебютировал с «Чинзано» Людмилы Петрушевской, Женовач поставил «Панночку» Нины Садур.
В 1990-м вышел постановка Рошкован «Стриптиз» по Мрожеку с Валерием Гаркалиным и Александром Андриенко. Спектакль стала одним из главных культурных событий года. Через три года Людмила Романовна получила звание заслуженного деятеля искусств России.
Среди ее постановок, которые больше всего полюбили зрители, были «Клопомор» Сергея Бодрова и Ганны Слуцки, «Молитва» Фернандо Аррабаля, «Ночные бдения» Бонавентуры и другие. Некоторые спектакли Людмилы Рошкован сохраняются в репертуаре и сейчас — «Клопомор», «Зигзаги», «Зима под столом».
До последнего дня Людмила Романовна была президентом «Человека». Ее не стало 20 мая — она скончалась после продолжительной болезни.
Источник: Правительство Москвы