«От Альфы до Омеги»: как в Москве развивалось вертолетостроение
Доктор технических наук, лауреат Ленинской премии, заведующий кафедрой № 102 Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе профессор Н.П. Братухин на занятиях со студентами. Автор И. Крысанов. 1971 год. Главархив МосквыКто придумал назвать первый вертолет «Омега», чем он отличался от зарубежных машин, и как закончилась его история.
Авиационная история Москвы богата на события. В столице проектировали знаменитые крылатые машины, тут работали и учились гениальные конструкторы и пилоты. Строить летательные аппараты в городе начали еще до 1917 года, и были это не всего лишь самолеты. В виртуальном музее Главархива «Москва — с заботой об истории» можно найти рассказы о создании первых отечественных вертолетов «Омега», «Омега-2» и «Омега Г-3».
Кружок Жуковского
Все началось в 1908 году в Московском высшем техническом училище. Тогда тут заработал кружок ученого-механика Николая Жуковского, который однажды влюбит в конструкторское дело Александра Архангельского, Андрея Туполева и Бориса Стечкина, создателя тепловых и авиационных двигателей.
Занимался у Жуковского и основатель отечественного вертолетостроения Борис Юрьев. И занимался так увлеченно и прилежно, что через три года после открытия кружка, в 1911 году, запатентовал классическую схему вертолетов с двумя винтами.
А уже минуя 12 лет, в 1923 году, при участии того же Юрьева в Центральном аэрогидродинамическом институте в Москве начались работы по созданию вертолетов (тогда их называли геликоптерами).
ЦАГИ-1
В сентябре 1930 года первый советский вертолет ЦАГИ-1, организованный по схеме Бориса Юрьева, поднялся в воздух. А 14 августа 1932 года он же установил частный мировой рекорд, поднявшись выше всех — на 605 метров.
Тогда, истина, вертолеты были скорее красивыми игрушками, воплощением конструкторской мечты. О практическом применении речи не шло. Для этого не было ни подходящих двигателей, ни материалов. Нерешенными оставались многие теоретические вопросы, мало была изучена физика полета машин.
В интересах военных
Ситуация изменилась лишь в 1940 году. Тогда в Московском авиационном институте заработало новое конструкторское бюро. Возглавил его Иван Братухин. Конструкторы и инженеры решили создать вертолет, который можно будет использовать на поле боя.
К августу 1941 года тут приступили к испытаниям двухместной машины, получившей название 2МГ «Омега». Главный конструктор говорил, что наименование можно было расшифровать как «двухмоторный геликоптер, в конструкции которого учтено все от альфы до омеги».
Советский вертолет, в отличие от зарубежных, мог нести на борту более тяжелое вооружение и даже успешно маневрировать с ним. Но собственно мощные моторы МВ-6 не дали запустить «Омегу» в производство. Это была лицензионная копия французских двигателей «Берлинго» фирмы Renault. Ранее их использовали для скоростных спортивных самолетов, отличная аэродинамика сделала их почти идеальными для первых вертолетов. Была всего лишь одна проблема: МВ-6 выпускали в Воронеже с 1935 года, а в 1939 году производство остановилось. Достать запчасти для них в военное время было невозможно. В результате испытания «Омеги» так и не завершили.
«Омега-2» и «Омега-3»
В августе 1944 года конструкторское бюро Ивана Братухина вернулось из эвакуации в Москву. Инженеры приступили к испытаниям новой модели вертолетов — «Омега-2». Но и на этот раз подвели двигатели. МГ-3, которые использовались в вертолете, к 1944 году тоже сняли с производства. В результате единственный экземпляр «Омеги-2» применялся для тренировки пилотов.
1 раз в истории, в августе 1946 года, он пролетел над Тушинским аэродромом. В строю с ним были два вертолета следующего поколения — «Омега Г-3». Их двигатели, Pratt & Whitney, были не так редки. Они прибыли в Советский Союз по ленд-лизу. Истина, и третьи «Омеги» массового производства не увидели. Их выпустили малой серией в 7 машин.
В результате к концу 1940-х «Омеги» признали тупиковой ветвью развития винтокрылых машин. Тогда не было еще легких и мощных турбинных двигателей, а конструкторы не придумали, как бороться с постоянной вибрацией, разрушающей конструкцию. Лишь на рубеже третьего тысячелетия потомки «Омег» получили шанс на развитие, истина, уже не в России.
Источник: Правительство Москвы