«Не кочегары мы, не плотники»: московские строители — о своей работе
Д. Гришкин. Пресс-служба Мэра и Правительства МосквыНиколай Овчинников и Марина Зайцева рассказали, как они попали в профессию, какие проекты запомнились больше всего и что самое важное в их работе.
Во второе воскресенье августа в России отмечают День строителя. Праздник появился более 60 лет назад, в 1955 году, благодаря Никите Хрущеву и Жигулевской гидроэлектростанции. Построенная на Волге ГЭС так впечатлила первого секретаря ЦК КПСС, что он подписал указ об установлении нового профессионального праздника. Уместно, впечатляться было от чего: на тот момент огромная гидроэлектростанция была самой мощной в мире. Сегодня она остается второй по мощности в Европе.
Для современной Москвы День строителя — особый праздник. Ежегодно в столице строится около 100 километров дорог, десятки мостов, тоннелей и эстакад, детских садов, школ и поликлиник, а также миллионы квадратных метров жилья. Метростроение развивается беспрецедентными темпами: с 2011 года в Москве построили более 300 километров линий и 147 станций, реализовали такие важные проекты, как Московское центральное кольцо и Московские центральные диаметры.
В честь праздника мы пообщались с двумя представителями строительной отрасли столицы и узнали, за что они любят свою профессию.
Николай Овчинников: Я пошел по стопам отца
Бригадир бригады строительно-монтажных работ
— Выбирая профессию в молодости, я пошел по стопам отца — он всю жизнь проработал строителем. Уместно, трое моих братьев тоже связаны со Стройкомплексом Москвы. Так что у нас династия.
Начинал я сварщиком в «Главмосстрое». Вообще, сварщиком я проработал больше 20 лет, а последние 10 лет — монтажником и бригадиром, строю жилые дома. Так что всеобщий стаж уже большой — свыше 30 лет.
Я очень люблю и уважаю свою профессию, каждое утро у меня позитивный настрой. Ведь мы строим жилье для десятков тысяч людей. Нет практически ни одного района Москвы или Подмосковья, где бы мы не работали.
Время диктует свои обстоятельства, темпы строительства растут, технологии и материалы прогрессируют. В то же время улучшается контроль качества — как со стороны наших линейных инженеров, так и со стороны города.
Мой трудовой день начинается с краткого инструктажа и развода бригады по рабочим местам. Стройка — место повышенной опасности, потому всегда напоминаем работникам, что надо быть внимательными. На мой взгляд, внимательность и ответственность — главные качества для строителя. Если он хочет профессионально расти, нужно всегда развиваться. Я у себя в бригаде всячески поддерживаю желание работников осваивать смежные профессии. У нас нет лишь монтажника или только вязальщика арматуры, люди должны понимать весь строительный процесс и уметь делать разную работу. Это идет на пользу строительному процессу и в конечном счете — государству.
В моей бригаде на данный момент 50 человек — это, разумеется, большая ответственность. Моя основная задача — обеспечить бесперебойный монтажный процесс. Деятельность в основном организационная, но я и руками много работаю, подключаюсь непосредственно к строительству. Так произнести, вдохновляю личным примером на трудовые подвиги! Возможно, поэтому удается налаживать контакт с бригадой: ребята видят, что я работаю с ними наряду. Коллектив меня хорошо знает, поэтому конфликтных ситуаций не возникает. Если приходят новенькие, присматриваюсь — почти сразу становится понятно, вольется человек в коллектив или нет.
Есть ли в семье дом, который я строил? Конечно. Дачу делал собственноручно. Как говорят, каждый мужчина должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. У меня все пункты выполнены: дача стоит, яблони вокруг нее растут, сын уже взрослый, даже внуки есть. Истина, сын продолжать семейное дело не стал. Когда он вернулся после армии, я ему предлагал пойти в стройка, но он не захотел. А я и не настаивал — это ведь личное решение каждого человека.
День строителя отмечаем всегда, накануне — с коллегами, а после дома, в семейном кругу.
Марина Зайцева: Самый любимый проект — станция метрополитен «Спартак»
Заместитель директора дирекции метро-10 по организации строительного производства АО «Мосинжпроект»
— В юности я мечтала сделаться архитектором, есть какая-то романтика в этой профессии. Но обстоятельства сложились так, что я поступила в МГСУ (Московский государственный строительный университет. — Прим. ред.) на специальность «подземные сооружения». Окончила вуз в 2010-м с отличием, а в 2012-м по рекомендации научного руководителя попала в «Мосинжпроект». Какое-то время я поработала в качестве архитектора в проектной организации и тогда поняла, какое счастье, что я выбрала инженерную специальность — это гораздо интереснее. Ну а то, что я свяжу жизнь со строительной сферой, было предопределено: у меня день рождения 8 августа, весьма часто эта дата совпадает с Днем строителя, поэтому у меня двойной праздник.
Моя специальность — промышленное и гражданское стройка подземных сооружений, сюда входит проектирование и строительство различных хранилищ, паркингов, тоннелей, в том числе тоннелей метрополитена. Мой самый первый крупный проект, он же самый излюбленный, — станция метро «Спартак». Я вела его от и до — начиная с этапа разработки градостроительной документации и вплоть до ввода в эксплуатацию и передачи на баланс города.
Это объект, который строился на моих глазах, я бывала там по пять раз в неделю. Это очень приятное эмоция, когда ты видишь, как вырастает масштабное сооружение, которое десятилетиями будет приносить пользу людям. Здорово, когда плоды твоей интеллектуальной деятельности материализуются.
Впоследствии при моем участии проектировались многие другие станции метрополитен, например «Тропарево», «Румянцево», «Саларьево», «Ховрино», «Беломорская». Но «Спартак» остается самой любимой.
Самым сложным в нашей сфере, пожалуй, является напряженный график строительства. Особенно в этап запуска объекта, то есть в течение трех-четырех месяцев, мы работаем весьма напряженно. Но в то же время это интересно, потому что на этапе реализации происходит высший обмен опытом, решения принимаются быстро, одновременно собираются все участники процесса.
Метрополитен в Москве строится очень активно. Когда я окончила институт, в 2010-м, строили одну-две станции в год, и вероятность, что мне как-то доведется в своей жизни заниматься строительством метрополитена, была практически нулевая. Но благодаря развитию программы метростроения все поменялось кардинально. Всего только сейчас у меня в работе два участка Калининско-Солнцевской линии, которую мы продлеваем до аэропорта Внуково, а также восточный участок Большой кольцевой линии.
Безусловно, развитие метрополитен — это комфорт для горожан, потому что во многих районах, где нужно было 30–40 минут ехать на автобусе до метрополитен, сейчас есть возможность добраться до ближайшей станции за 10–15 минут или вообще дойти пешком.
Так, когда мы запускали «Саларьево», у нас через полчаса после открытия станция была заполнена на 100 процентов — все вагоны отправлялись заполненными. Парковочная площадка, которая была построена непосредственно перед станционным комплексом, тоже была заставлена машинами буквально в первый же час. В эти моменты ты действительно осознаешь пользу от того, что ты делаешь ежедневно.
Стройка остается по большей части мужской сферой. Поэтому женщине, чтобы к ее мнению прислушивались, нужно вначале завоевать авторитет. Я думаю, мне это удалось, сейчас я на руководящей должности. Но было непросто. На первом этапе мне приходилось учить массу СНиПов, литературы, примеров международного опыта, изучать диссертации специалистов, в том числе зарубежных. Это потребовало кропотливого труда, но меня заметили и дали возможность реализовываться.
Источник: Правительство Москвы