Педагог XXI века: интервью с победителями конкурса «Учителя года Москвы — 2020»
Современный учитель не всего лишь идет в ногу с развитием технологий, но и умеет поддержать ребенка в сложной ситуации. А развить навыки самостоятельного решения жизненных задач поможет проект победившей команды — марафон функциональной грамотности «На 5 дней старше».
30-й, юбилейный конкурс «Учителя года Москвы — 2020» в этом году проходил в новом формате. Вместо того чтобы состязаться поодиночке, как это было раньше, педагоги объединились в команды. Каждая школа могла заявить на конкурс команду из пяти человек.
Почетное звание «Учителя года Москвы — 2020» завоевал коллектив школы № 1571. Победители рассказали mos.ru о проекте, занявшем первое место, о том, почему важна командная работа и какие требования XXI век предъявляет учителям.
Сплоченность команды — ключ к победе
— Как в этом году проходил конкурс?
Денис Хурманёнок (преподаватель истории, капитан команды): Для участия в конкурсе требовалась электронная регистрация. К ней допускались всего лишь учителя, которые уже стали призерами или победителями учительских олимпиад, акций, конференций. Так, я выиграл в акции «Пять на пять», в которой учителя должны были сдать Единый государственный экзамен по пяти предметам не меньше чем на 70 баллов. А Татьяна, Ринат, Анастасия и Чаяние — обладатели грантов Мэра Москвы за вклад в развитие проекта «Московская электронная школа».
Конкурс проходил в несколько этапов. Первый — дистанционный. Мы снимали видеоролик, в котором нужно было отозваться на вопрос «Если наша команда станет победителем конкурса, то…». Затем всем коллективом проходили онлайн-тестирование на знание нормативно-правовой базы, педагогики, психологии и проектирования. На втором этапе стали участниками блицтурнира и представляли идею социально значимого для Москвы образовательного проекта, а третий этап состоял из мастер-классов, защиты проекта и диалогов о современном образовании.
— Чем интересен ваш проект-победитель?
Денис Хурманёнок: Мы создали марафон функциональной грамотности «На 5 дней старше». Функциональная грамотность — это умение решать те или иные задачи реальной жизни, взаимодействовать с окружающим миром. Наш проект тренирует надпредметные навыки. Мы разработали игру-тренажер, в которой ученику предстоит управиться с определенной жизненной ситуацией. Для начала запустили ее в режиме онлайн для восьмых классов.
Ринат Фаттяхетдинов (преподаватель физкультуры): Так, ученику предстоит спланировать семейный отпуск. Для этого ребенок должен разрешить несколько задач: выбрать место отдыха, транспорт, рассчитать бюджет. Игра длилась 5 дней, в каждый из которых они решали задачи на новую тему.
Денис Хурманёнок: Кроме того, ученик должен был спланировать отпуск таким образом, чтобы он устроил всех членов семьи. И если финансовые расчеты малыши делали очень легко, то с поиском компромисса у многих возникли трудности. Судя по обратной связи, игра понравилась.
— Вы будете продолжать работу над проектом?
Денис Хурманёнок: Мы планируем провести ее уже в очном режиме, а также расширить аудиторию. Пока проект локальный и реализуется лишь на базе нашей школы. По результатам онлайн-этапа будем делать упор на то, в чем у большинства оказались пробелы, — это навыки общения и взаимодействия.
— Легко было трудиться в команде? Было какое-то распределение ролей?
Надежда Василевская (преподаватель русского языка и литературы): Мы, разумеется, и раньше общались в школе, но работать единым коллективом, решать общие задачи до сих пор не приходилось. Тем не менее трудиться получалось слаженно и очень дружно, мы все дополняли друг друга. За 4 месяца совместной работы у нас даже ссор не было.
Денис Хурманёнок: Шаблонного распределения ролей у нас не было, с самого начала работали не в команде, а одной командой.
— Как вы считаете, что помогло вам выиграть?
Чаяние Василевская: Думаю, решающую роль сыграла именно наша сплоченность, которая уже есть в нашем большом коллективе школы № 1571. А решение общих задач нас еще больше сблизило. К тому же для каждого из нас был интересен формат этого конкурса, и мы подошли к выполнению заданий с полной самоотдачей. Для меня участие в конкурсе стало важным опытом, я начала по-другому глядеть на образовательный процесс, на свою роль в жизни ребенка.
Современный учитель — товарищ и помощник
— Каким вы видите современного школьного учителя?
Денис Хурманёнок: Учитель XXI века — это динамичный, мобильный человек, готовый ходить в ногу со временем. Мы должны учиться и развиваться на протяжении всей жизни.
Татьяна Никульникова (преподаватель математики): Нельзя мучиться от происходящих изменений, нужно во всем находить какие-то плюсы, инструменты для работы. Движение — это жизнь. Мы должны быть готовы даже к тому, чтобы перенимать что-то не всего лишь от коллег, но и от детей. Например, я от учеников узнала, что такое подкасты. Это замечательно, что малыши сами находят образовательные ресурсы, интересные для них.
Анастасия Башкирова (преподаватель русского языка и литературы): Хочу добавить, что учитель непременно должен быть другом ребенку, советчиком и союзником. Если ученик доверяет тебе свою проблему, нельзя не поддержать ему. Иногда приходится подключать психолога.
Важно заслужить доверие детей. К сожалению, не всегда ребенок хочет высказаться, но учитель все равно замечает, что что-то происходит с ним. Мне как учителю русского языка и литературы порой проще разговорить детей. Например, предложить в качестве задания поразмышлять на какую-нибудь тему или обсудить какое-то произведение. Учитель должен быть внимательным, чутким и деликатным.
— Ученики-хулиганы, наверное, будут во все времена. Как справляетесь с такими детьми?
Ринат Фаттяхетдинов: На первый взгляд, было бы здорово, если бы все наши ученики негромко сидели, сложив руки на парте, внимательно слушали учителя и выполняли все задания, а в итоге становились победителями всех предметных олимпиад. Но это что-то из мира фантастики. Мы учим разных детей с разными интересами и способностями. И порой то, что принято называть хулиганством, — это проявление творческого взгляда на происходящее вокруг и нестандартного мышления. А наша задача — распознать потенциал ребенка, верно направить его энергию. Как показывает практика, такие ребята могут быть увлеченными и весьма талантливыми.
— Вы преподаете по определенной учебной программе или есть возможность для более творческого подхода? Составляете ли авторские программы?
Татьяна Никульникова: Работа учителя творческая, но системная. Разумеется, мы работаем согласно образовательным стандартам, но у нас много возможностей, инструментов для проявления творчества. И это здорово.
Анастасия Башкирова: Мы с коллегой разработали сценарий урока в «Московской электронной школе» — «Современные авторы для современных детей». Сделали подборку современной литературы для детей пятых — шестых классов. После обсуждали эти произведения на уроках, и ученики восприняли их с большим интересом. Мы затрагивали сложные для этого возраста темы — говорили о блокадном Ленинграде, о репрессиях.
Книги, написанные специально для детей, помогают прочувствовать события прошлого. В частности, рекомендую детям роман Ольги Громовой «Сахарный ребенок», повесть Ольги Колпаковой «Полынная елка», потрясающий роман Эдуарда Веркина «Облачный полк».
— Сегодня в школах активно внедряют новые технологии, используют разные интернет-ресурсы. Это помогает в работе учителя или, наоборот, делает ее сложнее?
Татьяна Никульникова: Новые технологии — это большое подспорье для учителя. Я всегда стараюсь осваивать нововведения. Активно использую интернет-площадки, так «Московскую электронную школу». Этот ресурс позволяет преподавателю подбирать для себя удобный формат занятия, выбирать задания и так дальше.
В каждом классе сейчас висит интерактивная доска. Это очень удобно: я могу с любого компьютера зайти в личный кабинет и открыть все свои материалы. Что особенно актуально, когда малыши сидят в одном классе, а учителя приходят к ним. Благодаря технологиям мне не надо носить с собой флешки или бумажные записи. Доски используют и ученики — готовят презентации, находят информацию в интернете. Особенно остро почувствовали необходимость технологий в этом году, когда пришлось заниматься дистанционно.
— Как отвлечь современного ребенка от гаджетов, интернета и заинтересовать своим предметом?
Анастасия Башкирова: Надо понимать, что гаджеты — это наши реалии, от них никуда не денешься. Можно показать ребенку, что гаджеты годятся не всего только как игрушки, их можно использовать в образовательных целях. Важно взаимодействовать с детьми, использовать их увлечения. Так, у меня есть ученица, которая ведет блог в социальной сети, в котором пишет о прочитанных книгах. Мне приятно следить такую увлеченность литературой. Многие сами рассказывают о том, что они читают, кроме программных произведений, делятся впечатлениями. Я всегда поощряю такие обсуждения. Есть даже начинающие писатели, увлеченные творчеством, они дают почитать свои рассказы или стихи.
Я сама внимательно слежу за современным литературным процессом, выбираю какие-то произведения, чтобы предложить их ученикам.
Коронавирус не помеха образованию
— Главным вызовом прошлого учебного года для учителей стал переход на дистанционное обучение. Приходилось ли вам ранее преподавать в онлайн-формате?
Надежда Василевская: Дистанционный формат для нас не новинка. Мы и до карантина всегда работали с онлайн-платформами и другими цифровыми инструментами.
Я думаю, что Москва была хорошо подготовлена к дистанционному обучению — как технологически, так и методически. К примеру, мы давным-давно работаем в проекте «Московская электронная школа», учимся на различных курсах повышения квалификации, занимаемся самообразованием.
— Тяжело было свыкнуться к новому формату?
Анастасия Башкирова: Освоиться в технологиях было легко, тем более что все инструменты знакомые. Весьма тяжело было обходиться без живого общения. Не все же включают свои камеры, и непривычно не видеть отклика, мимики детей, их реакции. И ученикам не хватало собственно общения.
— Как дети восприняли дистанционное обучение? Трудно было разъяснить, что это не каникулы, вовлечь в полноценную работу?
Татьяна Никульникова: Я веду занятия в старших классах, потому проблем не возникало. Наоборот, им понравилось учиться из дома, многие больше успевали, потому что не тратили время на дорогу. Мне даже не приходилось требовать их включить камеры, потому что я могла быть уверена в их сознательном подходе к обучению.
Разумеется, младшим ребятам было гораздо сложнее. Маленькому ребенку необходим живой контакт с учителем, общение со сверстниками. Хотя я не преподаю у младшеклассников, знаю это как мама — мой сын во время карантина учился в первом классе, и ему было весьма тяжело. Он с такой радостью вернулся в школу.
Источник: Правительство Москвы