Сергей Собянин: На Кольцевую линию метрополитен вышел первый поезд нового поколения «Москва-2020»
М. Мишин. Пресс-служба Мэра и Правительства МосквыК 2023 году планируется снизить средний возраст вагонов с 15 до 10 лет, число современных поездов превысит 80 процентов.
На Кольцевую линию метрополитен из электродепо «Красная Пресня» в сторону станции «Белорусская» вышел первый состав поезда «Москва-2020».
«Сегодня большое событие. В первый рейс уходит поезд “Москва-2020” — уникальный поезд, который создан российскими машиностроителями, давними партнерами Москвы — “Трансмашхолдингом”. Вообще это целая эпоха перемен в Московском метрополитене. За последние годы мы обновили 60 процентов подвижного состава, и в 2017 году мы создали мирового уровня поезд “Москва”. Тем не менее совершенству нет предела», — отметил Сергей Собянин.
В работе по созданию вагонов нового поколения принимали участие жители столицы, которые высказывали свои предложения и замечания.
«Такое было, по сути, массовое обсуждение дальнейшего развития поездов Московского метрополитена. И вот сегодня за нами продукт этого обсуждения, новых требований и труда конструкторов и машиностроителей», — добавил Мэр Москвы.
В ближайшие годы столичная подземка закупит еще свыше 170 поездов (более 1300 вагонов) нового поколения «Москва-2020». Это позволит к 2023 году снизить средний возраст вагонов с 15 до 10 лет, а число современных поездов превысит 80 процентов.
На Кольцевой линии в 2021 году целиком обновят подвижной состав за счет запуска поездов «Москва-2020», а в 2023-м — и на Калужско-Рижской линии. Ежедневно новыми поездами смогут пользоваться более 1,7 миллиона пассажиров обеих веток. У Москвы будет самый молодой парк вагонов метрополитен по сравнению с метрополитенами Европы и Америки.
Поезда «Москва-2020» будут ходить на Кольцевой, Большой кольцевой и Калужско-Рижской линиях метрополитен.
Среди основных преимуществ поезда можно отметить следующие:
— ширина дверей составляет 160 сантиметров вместо 125. Это ускорит вход и выход из вагонов на 20 процентов;
— ширина межвагонного перехода — 160 сантиметров (впервые на Кольцевой линии);
— новейшая система информирования пассажиров с увеличенными ЖК-дисплеями со схемой линии над дверьми, новыми информационными дисплеями в консолях под потолком, системой ЖК-мониторов на стенах, увеличенными тач-экранами для построения маршрутов;
— боковые маршрутные табло извне поезда;
— впервые в вагонах на Кольцевой линии появятся USB-разъемы для зарядки гаджетов (320 единиц), розетки находятся между сиденьями;
— степень шума по сравнению с более ранними моделями поездов ниже на 15 процентов.
Производитель поезда по итогам конкурса — мытищинское предприятие «Метровагонмаш» («Трансмашхолдинг»), поставщик подвижного состава для столичного метрополитен с 1935 года.
Первый поезд «Москва-2020» прошел сертификационные и приемочные испытания, а также контрольную обкатку. Его оценивали по десяткам параметров. Одни касались безопасности и надежности работы на линии, другие — комфорта пассажиров и машиниста.
Специалисты обращали внимание почти на все: от плавности хода и длины тормозного пути до качества очистки лобового стекла, уровня освещенности и вибрации в салоне. Активное участие в испытаниях принимали машинисты Московского метрополитена. Итог испытаний: поезд целиком соответствует предъявленным к нему техническим требованиям.
Кольцевая линия не раз в истории московского метрополитен принимала нововведения. В 1953 году в поездах стали объявлять наименования станций, в 1973-м поехал первый поезд, управляемый одним машинистом — без помощника, а спустя 5 лет на линии начали ездить поезда серии 81-717 («Номерной»), которые на много лет стали основой парка вагонов метрополитен столицы. Поезда на Кольцевой линии первыми были оснащены автоинформаторами — магнитофонами для объявления станций, впервые в вагонах Московского метрополитена зазвучали голоса профессиональных дикторов.
Поезда нового поколения: график поставок
В ближайшие годы на Кольцевой и Калужско-Рижской линиях метрополитен парк поездов полностью обновится. На Кольцевой линии это будут всего лишь поезда «Москва-2020», на Калужско-Рижской — «Москва» и «Москва-2020». На Большой кольцевой линии пассажиров будут транспортировать современные поезда трех типов: «Ока», «Москва» и «Москва-2020».
На Кольцевой линии обновление подвижного состава планируют завершить в 2021 году, на Калужско-Рижской — в 2023-м.
В этом году на Кольцевую линию поступят 25 составов «Москва-2020», которые придут на смену поездам серии «Русич». Таким образом, более 70 процентов парка Кольцевой линии будет заключаться из новейших поездов. Завершится обновление парка в следующем году, когда на линии запустят еще 15 таких составов.
До конца года 20 составов поезда «Москва-2020» поступят на Калужско-Рижскую линию. К тому времени парк оранжевой ветки обновится более чем на 40 процентов, в том числе с учетом запущенных ранее поездов «Москва». Целиком обновить подвижной состав собираются до конца 2023 года: 16 составов новых поездов поставят в 2021 году, 24 состава — в 2022-м, 18 составов — в 2023-м.
На Большой кольцевой линии в 2021 году планируют запустить 13 составов, в 2022-м — 18 составов, а спустя год — 23 состава.
«Москва-2020»: возможности и дизайн
Поезд «Москва-2020» внешне отличается от своего предшественника, поезда «Москва». Дизайн маски нового состава выбрали горожане в ходе голосований, состоявшихся в выставочном павильоне Московских центральных диаметров на Киевском вокзале и социальных сетях. Вариант, который набрал больше всего голосов, разработан совместно со всемирно известной итальянской компанией в сфере промдизайна — ItalDesign, которая сотрудничает с крупными мировыми производителями транспортных средств, такими как Audi, Airbus, Nissan, McLaren, Lamborghini.
Впервые в истории московского метрополитен название конечной станции следования состава будет отображаться извне на бортах вагонов, это позволит пассажирам лучше ориентироваться на станции.
«Этот поезд менее шумный, более комфортный, с широкими проемами дверей, за счет чего удобнее входить и сходить из него. И, я уверен, это один из самых лучших поездов в метро», — отметил Сергей Собянин.
Дверные проемы в вагонах стали шире на 15 процентов по сравнению с поездом «Москва»: они увеличились с 1,4 до рекордных 1,6 метра. По сравнению с поездами «Русич» (ширина дверного проема — 1,25 метра) увеличение составило 28 процентов. Такое решение весьма актуально для столичного метро с его большой загруженностью и минимальными интервалами движения в часы пик, ведь это на 20 процентов ускорит вход и выход пассажиров из вагонов.
Также стала больше площадь остекления дверей: снаружи она составляет 100 процентов, а если глядеть из салона — 82 процента. В «Москве-2019» этот показатель составляет 47 процентов. Большая площадь остекления дверей дает пассажирам ощущение максимально открытого пространства и безопасности.
Кроме того, в поездах «Москва-2020» степень шума на 15 процентов ниже по сравнению с более ранними моделями.
Изменена и конструкция дверей: вместо прислонно-сдвижных в новых вагонах установлены сдвижные двери. Конструкция дверного привода тоже стала надежнее. В створках установлены светодиодные полосы, которые будут сигнализировать пассажирам об открытии и закрытии дверей. Последние оборудованы системой противозажатия.
«Действительно, поезд отличается от итого того, что раньше производилось и эксплуатировалось во всех метрополитенах, можно произнести, что даже всего мира. Это поезд, в котором сквозной проход обеспечен от первого вагона до последнего. И самое главное, что, проходя по этому поезду, вы нигде не встречаете преград. То есть даже в межвагонном соединении больше нет никаких сужений, это проход точно такого же размера, как и входные двери в этом подвижном составе, — 1600 миллиметров», — рассказал Кирилл Липа, генеральный директор ЗАО «Трансмашхолдинг».
Поезд «Москва-2020» оснащен обновленной системой видеонаблюдения. В каждом вагоне установлено по 8 камер и оборудование для связи с единым диспетчерским центром. Туда будет сразу передаваться видео- и аудиоинформация, что ускорит время реагирования сотрудников метрополитен и полиции в любой нестандартной ситуации.
Пассажирский салон: эргономичность, комфорт и безопасность
Поезда «Москва-2020» оборудованы системой автоматического обеззараживания воздуха, как и все закупаемые в последние годы вагоны метрополитен.
В каждом вагоне имеются две установки обеззараживания воздуха, встроенные в систему поддержания климата: 14 установок находятся в семивагонном составе и 16 — в восьмивагонном. Это компактные высокотехнологичные устройства с амальгамными бактерицидными ультрафиолетовыми лампами, такими же, как в специализированных медицинских учреждениях.
Для информирования пассажиров впервые в Московском метрополитене будут использовать консольные LCD-дисплеи под потолком. Текст хорошо читается из любой точки салона за счет высокой четкости изображения и широкого угла обзора.
Ориентироваться в пути во время поездки помогут наддверные табло диагональю 56 дюймов — на 17 процентов больше по сравнению с теми, что были в поезде «Москва». В поездах на Кольцевой линии таких табло не было. Вместо них в «Русичах» использовалась линейная светодиодная шкала, поверх которой была наклеена схема линии с указанием станций.
Новым техническим решением по улучшению навигации станет светодиодная подсветка салона (под сиденьями и над окнами). Она будет цвета линии, по которой идет поезд.
Впервые в поездах будут интерактивные тач-дисплеи с картами для построения маршрута. В новом поезде сенсорные экраны увеличены в 1,4 раза (вместо диагонали 19 дюймов сейчас 27 дюймов), сенсор стал отзывчивее. Помимо русского, на дисплее можно избрать любой из восьми языков: английский, французский, немецкий, испанский, китайский, казахский, таджикский или узбекский.
«Тут использованы системы навигации на множестве языков, то есть практически все языки бывшего Советского Союза сегодня используются для того, чтобы сориентировать пассажира, поддержать ему двигаться внутри сложной системы Московского метрополитена. Этот поезд призван действительно сделаться новым по всем техническим, эксплуатационным характеристикам, повысить качество и безопасность движения пассажиров», — добавил Кирилл Липа.
Одним из заметных изменений для пассажиров Кольцевой линии станет появление в салоне поезда USB-портов для зарядки гаджетов, их будет 320. Разъемы можно будет найти между сиденьями в виде блоков с двумя портами. В результате даже при максимальной загрузке состава зарядить телефон или планшет сможет каждый четвертый пассажир.
Изменятся и цветовые решения салона. Сейчас для окраски теплых эргономичных поручней и обивки сидений здесь используется мягкий цвет «розовое золото», выбранный экспертами из числа пассажиров и дизайнеров. Если в предыдущей «Москве» поручни были покрыты теплым материалом частично, то в поезде нового поколения — уже целиком. Обивку сидений в «Москве-2020» украшает рисунок из логотипов Московского метрополитена.
Ехать стоя тоже будет комфортно. Напольное покрытие имеет защиту от скольжения. Продуманная система поручней не занимает много места, а дотянуться до ближайшего из них можно из любой точки салона. Поручни сейчас теплые по всей длине, благодаря этому поездки будут комфортными и для маленьких пассажиров. Впервые сидячие места рядом с дверьми будут отделены от стоячих стеклянных экранов.
Также в новых поездах расширены межвагонные переходы — до 1,6 метра, что на 57 процентов больше, чем в предыдущей версии. В поездах на Кольцевой линии таких проходов между вагонами не было. За пределами часов пик этой новинки довольно, чтобы свободно разошлись пассажиры, идущие навстречу друг другу, а весь состав от первого до последнего вагона воспринимался как единое пространство без узких мест.
Кабина машиниста: все под контролем
Машинист может сейчас войти в кабину по индивидуальной карте доступа, которая также используется для запуска комплексной системы управления и обеспечения безопасности движения.
Пульт машиниста в поезде нового поколения имеет улучшенные эргономические характеристики, а кнопок стало почти вдвое меньше, чем было в поезде «Москва», благодаря широкоформатным сенсорным мониторам.
У кресла машиниста можно регулировать сиденье и подлокотники по высоте, можно менять положение спинки. Кроме того, предусмотрены система регулировки поясничной опоры и три режима жесткости системы амортизации. У сиденья есть функция подогрева, как и у лобового стекла с подножкой.
Кабина оснащена средствами контроля бдительности машиниста: педалью и кнопкой бдительности. Имеются системы интеллектуальной поддержки с визуальным и звуковым информированием о неисправностях и работе всех систем подвижного состава. В любой нештатной ситуации поезд сам подскажет машинисту наилучший выход из ситуации.
Кроме того, кабина адаптирована к системе «Антисон», которая в режиме онлайн всегда контролирует состояние машиниста во время движения. Этой системой оборудованы все поезда и весь парк наземного городского транспорта, аналогов ей нет нигде в мире.
В кабине машиниста установлены 4 камеры видеонаблюдения: одна контролирует обстановку в кабине, вторая направлена на путь, третья контролирует работу машиниста, четвертая — зону сцепки. Данные о движении и состоянии поезда передаются в единый диспетчерский центр Московского метрополитена в режиме онлайн.
Сравнение с зарубежными аналогами
Поезд нового поколения по ряду характеристик превосходит не всего-навсего своего предшественника, но и многие зарубежные аналоги, среди которых Siemens Inspiro, Alstom S9000, Hyundai Rotem H10, CAF M300. Так, ширина дверного проема у отечественного поезда на 23 процента больше, по вместимости он превосходит большинство перечисленных аналогов. Стоимость нового поезда — одно из важных преимуществ. Ближайший конкурент Hyundai Rotem H10 дороже более чем на 30 процентов.
Среди перечисленных моделей поездов только лишь у нового поезда «Москва-2020» есть система раннего обнаружения дыма и интерактивные дисплеи для навигации, а индивидуальные USB-разъемы для зарядки гаджетов возле каждого сиденья — как и у новинки для московского метрополитен — есть только в новейших вагонах Hyundai Rotem H10.
Источник: Правительство Москвы