В Москве вышел на линию 500-й электробус
М. Мишин. Пресс-служба Мэра и Правительства МосквыОжидается, что к 2023 году электробусы составят треть наземного транспорта Москвы.
На линию вышел 500-й электробус, поступивший в парк Мосгортранса. Он будет транспортировать пассажиров по маршруту М4 от станции метро «Озерная» до станции метрополитен «Октябрьская». Производитель машины — ПАО «КамАЗ».
По словам Сергея Собянина, в последние годы в московском общественном транспорте произошли настоящие революционные изменения: старые пригородные электрички заменили «Иволги» и «Ласточки», в метрополитен появился новый поезд «Москва», на трамвайных линиях курсируют современные и комфортные «Витязи». Кардинальные изменения происходят и в автобусных парках столицы.
«Два года назад, вы помните эту историю, мы запускали первый электробус. Все считали, что это фантастика, что он никуда не поедет, трудиться не будет. Вот она, реальность: 500 электробусов — самый большой парк среди европейских городов», — отметил Мэр Москвы.
По его словам, город не гонится за количеством — все дело в качестве новых машин. «Электробус — первоклассная машина, удобная и для водителей, и для пассажиров, весьма комфортная. Будем дальше работать, наращивать объемы поставок так, чтобы у нас весь парк Мосгортранса был заменен электробусами», — сказал Сергей Собянин.
Электробусы не всего комфортнее автобусов, но и помогает решать экологические проблемы мегаполиса. «Мы видим, как меняется экология, потому что лучше становится легковой транспорт, личный транспорт. Все-таки машины каждый год прибавляют с точки зрения экологичности. А мы не позади должны быть, а впереди. Формировать моду, основывать экологические тренды в первую очередь», — добавил Мэр Москвы.
Сергей Собянин напомнил, что в сегодняшней ситуации пассажирам общественного транспорта необходимо блюсти меры безопасности. «Сейчас самое главное в транспорте — блюсти перчаточно-масочный режим. Беречь себя тоже очень важно. Помимо того, что транспорт должен быть чистым, опрятным, продезинфицированным. И все должны помнить, что необходимо сберегать себя и окружающих», — подчеркнул он.
Мэр Москвы поговорил с водителем 500-го московского электробуса Мариной Шибаевой. Она рассказала, что новые машины значительно облегчили труд ей и ее коллегам. «Я работала на троллейбусе. И разумеется, большая разница в эксплуатации. Штанги не падают, за контактную сеть выглядывать не надо: исправно все или не исправно. Наверх лазить угольки менять не надо. Гораздо легче трудиться — мы пришли, повесили валидатор, зафиксировали, документы получили, заполнили и спокойно поехали», — сказала Марина Шибаева.
По ее словам, пассажиры тоже довольны новым общественным транспортом, бывает, они специально ждут электробусы на остановках, пропуская автобусы того же маршрута. А водителям нравится комфорт и эргономичность кабины, удобство управления, скорый набор скорости и плавная остановка машины. На то, чтобы зарядить электробус на конечной остановке, довольно 10–15 минут — это как раз то время, в течение которого водители отдыхают между рейсами. И в холодное время года, по словам Марины Шибаевой, электробусы показали себя довольно хорошо.
«Они с каждым годом совершенствуются, мы же слушаем ваши замечания, предложения, дорабатываем модель. В Москве создадим собственный сборочный завод и будем дорабатывать уже московскую модель с какими-то нюансами и так дальше. Та машина, что была два года назад, все равно имеет отличия в конструкции от сегодняшней», — добавил Сергей Собянин.
Первые электробусы вышли на улицы города осенью 2018 года. По условиям контрактов в 2018–2019 годах отечественные производители ГАЗ и КамАЗ поставили в Москву 300 электробусов. На этот год запланирована поставка еще 300 электробусов, из них 200 уже получилось на линию. Таким образом, столичный парк электробусов стал крупнейшим в Европе. Для сравнения: в Лондоне курсирует 300 электробусов, в Париже — 259, в Берлине — 200 и в Амстердаме — 164.
Сегодня электробусы обслуживают 36 маршрутов. С начала работы они перевезли свыше 55 миллионов пассажиров и прошли более 22 миллионов километров по дорогам Москвы.
Московский электробус способен поместить 85 пассажиров, в нем предусмотрено от 30 мест для сидения. Благодаря низкому уровню пола, наличию пандуса, накопительной площадке и местам для слабовидящих людей с собакой-поводырем пользоваться электробусами удобно всем, в том числе маломобильным пассажирам.
Московский электробус — экологичный вид транспорта. В нем есть климат-контроль, USB-разъемы для зарядки мобильных устройств и медиаэкраны.
Резерв энергии электробусы пополняют в течение шести — 10 минут с помощью ультрабыстрых зарядных станций на конечных остановках. В городе установлено уже 100 зарядных станций. Резерв хода составляет 40–50 километров.
Конструкция электробусов всегда улучшается. В этом году город закупает уже третье поколение электробусов. По сравнению с предыдущими версиями в них:
— обеспечен раздельный климат-контроль для водителя и пассажиров;
— модернизированы тепловые завесы дверей и боковых стекол;
— напольное покрытие заменено на более износостойкое, рисунок имитирует паркетную доску;
— в центре салона установлены мягкие панели, на которые пассажиры могут облокотиться, когда едут стоя;
— установлена система автоматизированного подсчета пассажиров;
— встроены камеры кругового обзора;
— имеются динамики для информирования слабовидящих пассажиров о направлении движения;
— оборудована мультимедийная система управления электробусом — водитель может контролировать работу машины прямо с планшета на приборной панели. В режиме онлайн данные передаются на серверы Мосгортранса. В дальнейшем это позволит сделать управление транспортом автоматическим.
Использование нового вида транспорта позволяет сократить эксплуатационные затраты, упростить техническое обслуживание подвижного состава (срок службы — 15 лет на условиях сервисного контракта), снизить степень вредных выбросов, уменьшить уровень шума и вибрации в салоне на 30 процентов по сравнению с автобусами.
По сервисным контрактам производители отвечают за полную функциональность подвижного состава и зарядных станций в течение 15 лет их эксплуатации. Кроме того, поставщики берут на себя все риски и затраты по закупке деталей и комплектующих.
Транспортные эксперты высоко оценили запуск электробусов в Москве. В прошлом году инновационный транспорт стал лауреатом национальной премии «Формула движения» в категории «Лучшее решение в области пассажирского транспорта». Московский электробус также получил национальную премию «Автомашина года в России — 2019».
В дальнейшем Мосгортранс намерен отказаться от закупок дизельных автобусов (за исключением транспорта для мобилизационных нужд) и приобретать всего лишь экологически чистый электрический транспорт, среди которых электробусы и трамваи.
В будущем году в Москву поставят еще 400 электробусов. К концу 2023 года планируется увеличить парк электробусов до 2300 единиц, что составит треть парка наземного транспорта столицы.
С учетом трамваев на электрическую тягу перейдет около 40 процентов наземного транспорта столицы. А к 2030 году весь парк Мосгортранса должен сделаться зеленым, то есть абсолютно экологически чистым. Примеру Москву следуют и такие города, как Санкт-Петербург, Владивосток и Самара. Тестовые испытания проводились в Хабаровске и Калининграде.
Электробус: сделано в Москве
В 2019 году Правительство Москвы и ПАО «КамАЗ» подписали Договоренность о реализации проекта по созданию производства электробусов в столице на базе Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода (СВАРЗ).
Сейчас идут работы по модернизации производственных помещений завода площадью 6 тысяч квадратных метров.
В производственный цикл на этом предприятии войдут около 20 сборочных операций, в том числе установка дверей, тягового оборудования, сидений и поручней, отделка салона, а также — что не менее важно — компьютерная диагностика, наладка и обкатка электробусов. Технологический цикл производства будет включать всего экологически чистые операции.
КамАЗ откроет в Москве производство электробусов и центр разработок
На предприятии создадут около 100 новых высокотехнологичных рабочих мест для специалистов, в чьи обязанности входит контроль автоматизированных процессов.
Производство электробусов в Москве позволит сократить сроки сборки, поставки и сервиса транспорта и сэкономить на логистике. В результате стоимость электробуса снизится на 5 — семь процентов.
Ожидается, что ежегодно Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод будет выпускать по 400 электробусов. Первый электробус московской сборки должен сойти с конвейера в начале 2021 года.
К тому же этой зимой производители планируют представить опытный образец электробуса-гармошки вместимостью не менее 135 пассажиров и с 38 местами для сидения.
Источник: Правительство Москвы