Непрерывная работа в новых условиях: машинист, кассир, инспекторы — о работе метрополитен в 2020 году
2020 год внес изменения в правила поведения в московской подземке. Пассажиры, так, должны носить маски и перчатки и обязательно соблюдать социальную дистанцию. О том, как изменилась работа метрополитен изнутри, mos.ru рассказали машинист, кассир и инспекторы.
Вряд ли найдется на планете человек, чью жизнь не изменил 2020 год. Сейчас по-новому воспринимаются правила гигиены и общественные пространства, забота о здоровье и личное общение. Москва переживает пандемию COVID-19 с непрерывно работающим метрополитен. Горожане, которым необходимо ежедневно ездить на работу, могут пользоваться надежным транспортом и быть уверенными в том, что смогут вовремя добраться до пункта назначения.
Как сотрудники метрополитена переживают трудности пандемии, но продолжают обеспечивать работу подземки? Какие новые правила появились в 2020 году и что останется с нами надолго? Об этом мы поговорили с машинистом, кассиром и инспекторами Центра обеспечения мобильности пассажиров и службы безопасности метрополитен.
Пустые станции в час пик
Даже в пиковые периоды пандемии метро не прекращало трудиться. А значит, все сотрудники продолжали выполнять свои обязанности. К обязательной униформе Никиты Ковалькова, машиниста электропоезда, добавились маски и перчатки, а к подготовке к работе — регулярные тесты на коронавирус и анализы на антитела.
«Супруга у меня тоже работает в метрополитене — дежурной по станции, так что мы помогали товарищ другу. Она беспокоилась обо мне, а я о ней. Мама с сестрой, конечно, тоже переживали. Мы всегда созванивались, они просили меня быть аккуратнее и обязательно носить маску. Весьма редко с ними виделись весной — летом, но и на расстоянии я все время чувствовал их поддержку и заботу», — рассказывает Никита Ковальков.
Когда резко снизился пассажиропоток, машинист впервые увидел практически пустые станции в часы пик. Для сравнения: до пандемии метрополитен по будням перевозил около девяти миллионов человек в сутки, а в апреле пассажиропоток в метрополитен снизился на 80 процентов. Но даже тогда все понимали, что горожане рано или поздно вернутся к прежнему темпу жизни. Никита Ковальков уверен, что метрополитен внес собственный вклад в борьбу с коронавирусом.
«Бесплатные санитайзеры на каждой станции, обеззараживание пассажирской инфраструктуры, подвижного состава — уверен, что все эти меры наряду с другими минимизировали количество заболевших. Движение поездов не прекращалось ни на минуту, интенсивность оставалась прежней: мы перевозили тех, кто обеспечивал жизнь города в самые сложные месяцы, — врачей, курьеров, полицейских», — добавляет Никита Ковальков.
Новый дресс-код в общественном транспорте
В 2020 году стало невозможно выйти из дома без маски и перчаток. Средства защиты необходимы во всех общественных местах, метрополитен — не исключение. О необходимости надевать маску и перчатки напоминают на входе на станцию.
«Некоторые пассажиры не сразу прислушались к новым рекомендациям, а после и правилам нахождения в общественном транспорте. Поэтому мы планомерно призывали даже самых скептически настроенных носить маски и перчатки хотя бы из уважения к другим пассажирам. Когда в метро установили тепловизоры, мы также отслеживали их работу, мониторили все данные, общались с пассажирами с температурой, рекомендовали им воздержаться от поездки и вернуться домой или обратиться к врачу. Так круг привычных компетенций несколько расширился: приходилось быть и дипломатом, и психологом», — говорит Михаил Бондаренко, старший инспектор службы безопасности.
На авангардный оказались и кассиры. Сотрудников не только обеспечили масками и перчатками, но и поставили на рабочих местах бактерицидные рециркуляторы. По словам контролера-кассира Таисии Вязовой, весной, во время действия ограничений, пассажиров в метрополитен практически не было.
«Было немного страшно, особенно когда в метрополитен было почти безлюдно — такого мы еще не видели. Но весь коллектив с огромным пониманием отнесся к ситуации в мире и стране и к принятым мерам. Семейство меня поддерживает и беспокоится, потому что я работаю в такой крупной организации, за день контактирую с сотнями пассажиров. Но главное — быть предельно внимательной и носить средства защиты, что я и делаю», — отмечает Таисия Вязова.
Сейчас в метрополитен можно продезинфицировать руки на входе, используя санитайзеры, а также купить маски и перчатки в кассах или вендинговых аппаратах. На платформах и в вестибюлях нанесена специальная разметка, чтобы пассажирам было проще блюсти социальную дистанцию.
Стабильный и бесстрашный транспорт
Передвигаться по городу в 2020 году москвичам, как и прежде, помогали сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров. Эта служба работает с 2013 года. В центр обращаются слабовидящие люди и родители с колясками, пассажиры с нарушениями опорно-двигательного аппарата, пожилые люди, а также воспитатели и учителя с группами детей. За 7 лет помощь оказали более чем миллиону пассажиров, не прекращали работу инспекторы центра и во время пандемии.
«Весной мы работали в вестибюлях станций, когда люди не могли минуть через турникеты, поскольку не оформили пропуск или неправильно привязали карту “Тройка” или иной проездной билет к пропуску и он не срабатывал. Мы продолжали выполнять заявки по сопровождению, всегда имели с собой резервный комплект из маски и перчаток для пассажиров, у которых их не было, — рассказывает Дарья Козлова, старший инспектор Центра обеспечения мобильности пассажиров. — Весной мы действительно наблюдали резкое снижение количества пассажиров. Для нас это было весьма непривычно, ведь в обычное время мы ежедневно получаем около 200 заявок, привыкли, когда день расписан по минутам».
Однако некоторым москвичам по-прежнему требовалась ежедневная поддержка в поездках на метро. Также инспекторы оповещали пассажиров во время ремонтных работ в метрополитене.
По словам Дарьи Козловой, главные принципы работы метрополитена — безопасность и непрерывность. Столичная подземка во время пандемии усилила меры безопасности, чтобы защитить не всего пассажиров, но и сотрудников. Работников метро, более 60 тысяч человек, ежедневно обеспечивают средствами индивидуальной защиты.
«В 2020-м метрополитен еще раз показал всем, что это мощный, надежный, стабильный и даже бесстрашный транспорт. Любые трудности лишь помогают ему становиться еще лучше и менее опасным, комфортнее для пассажиров, — добавляет Дарья Козлова. — Пандемия напомнила об элементарных правилах, которым всех учили с детства. Пускай они банальны и наивны, но мы еще раз убедились, как они важны и как, оказывается, просто защитить себя и близких: довольно тщательно мыть руки, не подходить слишком близко к собеседнику, беспокоиться о пожилых людях».
Источник: Правительство Москвы