История и реконструкция: во дворе Музея Москвы открылась экспозиция, посвященная Большому Каменному мосту
5 октября 2021, 13:57История и реконструкция: во дворе Музея Москвы открылась экспозиция, посвященная Большому Каменному мостуПоделитьсяЭкспозиция состоит из двух частей и рассказывает об истории строительства моста, о первом за 80 лет капитальном ремонте и новых технологиях, которые использовали во время реконструкции.
Во дворе Музея Москвы открылась экспозиция, посвященная истории и капитальному ремонту Большого Каменного моста. Она будет трудиться до 14 ноября. Экспозиция состоит из двух частей, вход на экспозицию свободный.
Первая часть знакомит с историей сооружения. Посетители увидят акварели и автолитографии Аполлинария Васнецова, гравюры голландца Питера Пикарта, рисунки Сергея Герасимова и других художников, узнают, как деревянная переправа превратилась в одно из главных инженерных сооружений города.
«Вторая часть — “Реконструкция” — расскажет, как проходил первый более чем за 80 лет капитальный ремонт Большого Каменного моста, какие технологии применяли в работе, как строители справлялись с непростыми погодными условиями и что позволило завершить ремонт почти на полгода ранее запланированного срока. Кроме того, посетители смогут рассмотреть демонтированную во время ремонта металлоконструкцию, которая, предположительно, была повреждена многочисленными осколками фугасной авиабомбы, сброшенной во время бомбардировок Москвы в 1941–1942 годах», — рассказали в столичном комплексе городского хозяйства.
Работы проходили под контролем Департамента культурного наследия города Москвы.
История Большого Каменного моста
По некоторым свидетельствам, мост «почитался одною из московских диковинок наравне с колокольней Ивана Великого, Сухаревой башней, Царь-колоколом, Царь-пушкою». Сейчас без него невозможно представить одни из самых популярных видов на Кремль, святилище Христа Спасителя, Берсеневскую, Пречистенскую и Софийскую набережные.
Предшественником Большого Каменного был Всехсвятский каменный мост, построенный в 1692 году при Петре I. Сумма, которую пришлось уплатить за него, была столь огромной, что у москвичей с тех пор появилась поговорка «Дороже каменного моста». В 1859-м из-за ветхости мост разобрали и заменили другим — цельнометаллическим на каменных опорах и с чугунными фермами. Это был первый в Москве трехпролетный металлический мост, который горожане по старой привычке продолжали называть каменным.
Современный Большой Каменный мост минуя Москву-реку построили в 1938 году по проекту архитекторов Владимира Щуко, Владимира Гельфрейха и Михаила Минкуса. Это однопролетный арочный мост на стальных конструкциях. 4 апреля 2014 года Департамент культурного наследия Москвы признал Большой Каменный мост объектом культурного наследия регионального значения.
Ремонт в рекордные сроки
Проект капитального ремонта Большого Каменного моста разработали в 2019 году, а уже в июле 2020-го начались работы, которые завершили 16 августа 2021 года. Капитальный ремонт не проводили с момента постройки, и за это время появились трещины, обветшали опоры, в некоторых местах разрушились деформационные швы и гранитная облицовка. По оценкам экспертов, некоторые элементы находились в предаварийном состоянии — ресурс их долговечности был не более двух-трех лет. Во время обследований зафиксировали снижение реальной грузоподъемности сооружения.
За рекордные 14 месяцев мост фактически пересобрали заново. При этом ни на одном этапе работ он не закрывался целиком и продолжал выполнять транспортную функцию. Пока одна половина моста была закрыта на ремонт, другая оставалась открытой для пешеходов и транспорта, в том числе общественного. Во время работ сохранялось по две полосы движения в каждом направлении.
Специалисты комплекса городского хозяйства Москвы заменили неработоспособные металлоконструкции, железобетонные перекрытия, инженерные коммуникации, переделали ливневую канализацию, наружное освещение, архитектурно-художественную подсветку и судоходную сигнализацию, обновили дорожное полотно, отреставрировали гранитную облицовку и чугунные ограждения.
Некоторые работы вели с воды. На баржах и понтонах устанавливали строительные леса, чтобы рабочим было проще добраться до труднодоступных мест руслового пролета. Так обновляли русловые металлоконструкции, гранитную облицовку, архитектурно-художественную подсветку и устанавливали судоходную сигнализацию.
Капитальный ремонт одной из главных транспортных артерий столицы не останавливался ни на минуту — работали и в снегопады, и в аномальные морозы, и в экстремальную жару. Это позволило завершить ремонт ранее запланированного срока почти на полгода. В холода специалисты трудились в специальных технологических укрытиях, которые спасали от осадков и создавали необходимый для комфорта людей и работы техники микроклимат. В таких шатрах вели все бетонные работы с октября по апрель. На летний зной пришлось устройство гидроизоляции на второй половине моста. При проведении этой работы было важно равномерно нагреть гидроизоляционное покрытие, чтобы оно максимально плотно прилегало к полотну. Это обезопасит несущие конструкции от попадания влаги и продлит срок их службы. Чтобы защитить здоровье специалистов, гидроизоляционные работы проводили всего лишь ранним утром или поздним вечером.
Ускорить ремонт помогли инновационные разработки. Ручные отбойные молотки заменили малогабаритными роботами. Три таких устройства с гидромолотами помогали демонтировать железобетонное покрытие, в том числе на труднодоступных участках, так на речных опорах. Роботами можно управлять с помощью пульта на расстоянии до 15 метров. За смену одна машина снимает около 15 кубометров железобетона (для сравнения: рабочий с отбойным молотком за то же время справится всего только с одним кубометром).
При предпроектном обследовании моста была сделана интересная находка — подтверждение Великой Отечественной войны. Предположительно, во время бомбардировок Москвы в 1941–1942 годах сброшенная фугасная авиабомба весом около 50 килограммов пробила плиту проезжей части и взорвалась в крайней арке моста. Металлические элементы были повреждены многочисленными осколками. Во время капитального ремонта пострадавшие конструкции заменили.
Каким стал Большой Каменный мост
Специалисты также воссоздали и отреставрировали гранитную облицовку (6,5 тысячи квадратных метров), перильные ограждения (1,74 тысячи квадратных метров), витражи (357 квадратных метров) и наружные дверные проемы (126 квадратных метров). Кроме того, строители демонтировали и заменили железобетонные конструкции пролетного строения моста, положили асфальт и сделали гидроизоляцию проезжей части, подходов и тротуаров на площади свыше 17,8 тысячи квадратных метров, переустроили тепловую сеть.
Кроме того, провели следующие работы:
— ремонт бетонных поверхностей моста (33,8 тысячи квадратных метров);
— замену металлоконструкций (всеобщий вес — 92 тонны);
— окраску металлоконструкций и бетона (72 тысячи квадратных метров);
— бетонирование конструкций (7,3 тысячи кубических метров);
— устройство барьерного ограждения из гранитных блоков (960 погонных метров);
— переустройство наружного освещения, архитектурной подсветки и судоходной сигнализации;
— переустройство ливневой канализации.
Преобразование и реставрация: как ремонтировали Большой Каменный мост
Источник: Правительство Москвы