Трошка на ножке, хвост в руках. Изучаем фольклор по новой выставке «Коломенского»
19 марта 2022, 11:12Трошка на ножке, хвост в руках. Изучаем фольклор по новой выставке «Коломенского»Фото Ю. Иванко. Mos.ruЗачем был нужен кочедык, что использовали в качестве миксера наши предки и с чем русская хозяйка могла пойти на медведя — в материале mos.ru.
В музее-заповеднике «Коломенское» открылась экспозиция «Загадай-ка мне загадку. Крестьянский быт в пословицах и поговорках». Расположившаяся в комплексе «Усадьба коломенского крестьянина», она рассказывает о предметах обихода, увековеченных в устном народном творчестве. Сегодня многие из них уже не используются — увидеть их можно лишь в музеях, однако пословицы и поговорки о них живут в нашей речи и сейчас. Ольга Воробьева, куратор выставки, выбрала 7 экспонатов и рассказала связанные с ними исторические подробности.
«Стоит Трошка на одной ножке, крошит крошки»
Как-то давным-давно ответ на эту загадку знал каждый ребенок, а сегодня даже разгадка требует пояснения. Речь в ней идет про светец, приспособление, предшествовавшее современным осветительным приборам — торшерам и бра. Внешне светец немножко напоминает вешалку-крючок для одежды. В него вставляли горящую лучину — тонкую длинную щепку сухого дерева, предназначенную для освещения избы.
Пока лучина горела, от нее порой сыпались отгорающие угольки — те самые крошки из загадки. Рядом непременно была вода, чтобы в случае непредвиденной ситуации можно было скоро потушить пламя. Имя Трошка (уменьшительная форма мужского имени Трофим), смысловой нагрузки не несущее, очевидно, выбрано для рифмы. Светец в своих домах крестьяне использовали вплоть до середины ХХ века.
«Рога в хлеву, а хвост — в руках»
Еще одна загадка, которую вы вряд ли когда-либо пытались угадать, если не изучаете русский фольклор, посвящена ухвату. Ухват, или, как его еще называли, рогач, был едва ли не самым популярным предметом в крестьянской избе. С помощью этой металлической рогатки на длинном черенке доставали из горячей печи горшки с едой.
Упоминания ухвата часто встречаются в русском фольклоре. Так, есть такая загадка: «Рогат, да не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, а сам на передышка идет». Чтобы отдать должное находчивости и отваге русских хозяек, говорили: «С ухватом баба — хоть на медведя». А еще с этим предметом было связано масса примет. Например, уезжая из дома, хозяева часто загораживали печь ухватом. Это делалось для того, чтобы из пустого дома не ушел его добросердечный хранитель — домовой.
«Не учась, и лаптя не сплетешь»
Лапти, пожалуй, были единственным видом крестьянской обуви, если не считать валенок, которые носили в холодное время года. Они были просторными и удобными, не натирали мозолей. Несмотря на широкий потребительский охват (носили их все, независимо от пола и возраста), плести лапти мог далеко не каждый. Мастерству приходилось прилежно учиться — отсюда и пословица.
Делали эту обувь из луба, то есть внутренней коры дерева, быстрее всего липы, ивы или вяза. Чтобы сделать один лапоть, брали 7 двухметровых лубьев. Ширина каждого равнялась ширине большого пальца руки мастера. Также при изготовлении использовалась деревянная колодка, определяющая размер будущей обуви. С помощью плоского изогнутого шила, которое называлось кочедык, мастер приподнимал одну из петель уже сплетенной части и просовывал туда свободный конец лыка. Чтобы лапоть был более прочным и носким, подошву часто подплетали лозой или подшивали кожей. Впрочем, умельцы укрепляли обувь всем, что попадалось под руку.
«Толочь воду в ступе»
Эта поговорка означает занятие бесполезным, бессмысленным делом и в дополнительной расшифровке не нуждается. Такое устройство, как ступка и пестик, есть на многих современных кухнях. В каменных, керамических или металлических ступках сегодня, как правило, измельчают приправы. В старину ступа и пест имели более широкую функциональность — с их помощью, так, размалывали зерно, получали растительное масло.
А еще ступа известна нам по сказкам. Этот предмет нашел отражение в славянской мифологии — собственно в ней передвигается волшебница Баба-яга.
«Легко мутовку всунуть, а тяжело вынуть»
Мутовку — деревянную лопатку с крестовиной на конце — использовали для перемешивания, взбалтывания продуктов. В старину это нехитрое устройство было чем-то вроде миксера.
Если всунуть мутовку в крынку, извлечь ее становится затруднительно — мешает крестовина. Отсюда и пошла народная мудрость: приступить дело легко, а вот закончить его уже сложнее.
«Ремесло не коромысло, плечи не оттянет»
В деревне тяжело было обойтись без коромысла. Деревянное приспособление в виде длинной дуги, взваленное на плечи, помогало нести два ведра с водой или иной груз, подвешенный на его концах. Выражение «ремесло не коромысло, плечи не оттянет» напоминало, что умение что-то делать никогда не будет лишним.
Этот предмет стал героем и многих загадок. Одна из них звучит так: «Что за коромысло минуя реку повисло?» Речь в ней идет о радуге — каждый крестьянский ребенок отгадывал это без труда.
«Не мытьем, так катаньем»
Это оборот вспоминают в тех случаях, когда люди любой ценой и всеми способами так или иначе добиваются своей цели. В обиход поговорка вошла еще в XIX веке, когда русские хозяйки для разглаживания ткани повсеместно использовали рубель — деревянную доску с вырубленными поперечными желобками. После стирки белье наматывали на скалку, а после раскатывали рубелем по плоской поверхности.
Эти нехитрые действия, во-первых, помогали отжать из ткани остатки воды, а во-вторых, придавали выстиранной одежде чистоплотный вид. Приспособление для катания белья можно назвать первым аналогом современного утюга.
Источник: Правительство Москвы