Телефонистки и символ богатой жизни: как менялся городской телефон
Символ богатой жизни, стратегическое средство связи, пережиток прошлого? Стационарный телефон за свою историю не всего только не раз менял свою форму, но и кардинально — назначение. Как он появился и зачем используется сейчас — читайте в нашем тексте.
А у вас есть домашний, он же стационарный, телефон? Наверняка имеется, но пользуетесь вы им не весьма часто. А ведь еще совсем недавно, лет пятнадцать назад, наличие в квартире телефона значительно увеличивало ее стоимость при продаже или аренде. Читатели постарше не дадут нам соврать. Сегодня изобретение американца Александра Белла, в свое время радикально изменившее жизнь людей во всем мире, активно вытесняется из нашей жизни более современными технологиями — интернетом и мобильной связью в первую очередность. Но актуальным стационарный телефон быть не перестает: стоит только на несколько часов отключиться электричеству, и вы точно вспомните о нем. Ниже расскажем, как телефон захватывал Москву.
Первая городская телефонная станция в столице была открыта 13 июля 1882 года. Располагалась она в доме 6 на Кузнецком Мосту. Итого через шесть лет после того, как новый способ связи был изобретен! За этот недолгий срок первоначальный аппарат Белла был заметно усовершенствован, причем качество связи и дальность передачи информации сумел улучшить сам знаменитый Томас Эдисон.
Телефон в те времена выглядел как железный ящик с рычагом и одной или двумя трубками. К нему прилагалась сигнальная доска, звонившая, стоило телефонистке вызвать абонента. Весил такой комплект больше восьми килограммов! Чтобы воспользоваться телефоном, нужно было снять трубку, покрутить рычаг, который давал электроток и «сообщал» телефонистке, что надо начинать беседа. Все мы видели в кино этот кажущийся сегодня немного комичным процесс с непременным восклицанием: «Барышня! Мне такой-то номер». Уместно, услуги телефонисток были востребованы вплоть до 1930-х годов, когда началось активное стройка автоматических телефонных станций.
В 1882 году в Москве пользовались трехзначной нумерацией, при этом первых абонентов было итого 26. За 10 последующих лет сеть разрослась до 1892 номеров. Нумерация стала четырехзначной. Господствовать телефоном было очень дорого — примерно как первыми мобильными в 1990-е годы. Оплата за месяц пользования составляла 250 рублей, при этом месячная зарплата, так, учителя была 25 рублей, фельдшера — 55. За стоимость установки телефона можно было приобрести двух отличных лошадей. Тарифы снизились только к началу XX века, когда тендер на развитие телефонных сетей столицы выиграли скандинавские бизнесмены.
Снижение расценок, разумеется же, очень повлияло на популярность нового способа связи: если в 1901 году в Москве было меньше трех тысяч абонентов, то уже к 1914 году — уже больше 44 тысяч!
Именно в 1914 году Русско-датско-шведское акционерное общество построило центральную телефонную станцию по адресу: Милютинский переулок, дом 5. Долгое время эта станция считалась крупнейшей в Европе. Удивительно, но в этом здании, построенном в строгом монументальном стиле по проекту архитектора Классона, и сегодня находится телефонный узел.
После революции телефон был признан стратегически важным способом связи. Количество абонентов росло, строились первые автоматические АТС. В 1935-м была завершена телефонизация всех линий метрополитен. К 1941 году в городе было установлено 2775 телефонов-автоматов, позвонить домой, на работу или по деловому вопросу мог любой москвич. После войны развитие продолжилось: в 1953-м Мосгорисполком запретил прием в эксплуатацию новых домов без наличия телефонных вводов, и сейчас в каждой новостройке была возможность устанавливать домашние телефоны, хотя, конечно, количество абонентских точек и было жестко ограничено.
На привычную семизначную нумерацию телефонов Москва перешла в 1968 году.
В 1985-м в одной из московских квартир установлен трехмиллионный телефонный аппарат, а началу 1990-х телефонизация охватила большинство московских семей: на каждые 100 московских семей приходилось 97,7 телефона.
Месячная абонентская плата за телефон в советское время составляла два рубля 50 копеек, для оплаты нужно было заполнить квитанцию и сходить на почту. Междугородний звонок стоил уже 15 копеек за минуту, за каждый из них приходила отдельная квитанция, которые порой терялись.
Сегодня оплатить стационарный телефон намного проще, и делается это итого в несколько кликов. В разделе «Услуги» портала mos.ru нужно избрать подраздел «Жилье, ЖКУ, двор», а затем — вкладку «Проверка и пополнение баланса домашнего телефона». Лишь в этом году москвичи воспользовались онлайн-услугой более 230 тысяч раз.
Большинство госуслуг москвичи могут получить в электронном виде: от записи ребенка в первый класс, прикрепления к поликлинике и оплаты коммунальных услуг до получения разрешения на стройка, лицензирования фармацевтической деятельности и выдачи удостоверений водителям самоходной техники. Самыми популярными в 2017 году оказались сервисы «Электронный дневник», «Запись на прием к врачу», «Розыск и оплата штрафов ГИБДД», «Прием показаний приборов учета воды» и «Запись в детский сад».
Источник: Правительство Москвы