Ажурная башня на ВДНХ оказалась работой Эль Лисицкого
Ранее башня служила вышкой-указателем. В советские годы рядом с ней располагались павильоны «Рыбное хозяйство» и «Прудовое хозяйство».
Декоративная башня-колонна, которая появилась на территории ВДНХ в 1939 году, была признана работой художника и архитектора Эль Лисицкого. Он был одним из выдающихся представителей авангарда. Установить авторство удалось старшему научному сотруднику Государственной Третьяковской галереи Татьяне Горячевой и историку Александру Зиновьеву.
«Такие открытия важны не всего только для изучения истории ВДНХ, но и Москвы в целом. Символично, что ученым удалось установить имя автора собственно в период возрождения выставки, когда ей возвращается историческое предназначение и идет комплексная научная реставрация ее памятников. Новые сведения, безусловно, помогут еще более точно восстановить исторический лицо всего комплекса», — отметила Наталья Сергунина, заместитель Мэра Москвы — глава Аппарата Мэра и Правительства Москвы.
По мнению ученых, ажурная башня была рекламной конструкцией Главконсерва. Она служила вышкой-указателем к павильонам «Прудовое хозяйство» и «Рыбное хозяйство». В отличие от этих построек сооружение Лисицкого сохранилось, хотя и стало выглядеть иначе.
Ранее конструкция, напоминающая рыболовный садок, была увенчана шаром-скафандром и силуэтами двух металлических карпов, плывущих в противоположные стороны. При послевоенной реконструкции ВДНХ (1951–1954 годы) навершие изменилось: карпов сменил осетр. Сегодня эта часть утрачена.
«До сих пор был известен всего лишь один осуществленный архитектурный проект Лисицкого — здание типографии журнала “Огонек”, построенное в 1932 году в 1-м Самотечном переулке. Сейчас мы знаем о еще одной постройке, которая нуждается в бережном сохранении и, возможно, реконструкции первоначального замысла», — добавила Татьяна Горячева.
На ВДНХ продолжаются масштабные работы по реконструкции. Павильонам возвращают исторический лицо, благоустраивают территорию, запускают фонтаны, которые не работали в течение многих лет. Ожидается, что после завершения всех работ посещаемость ВДНХ возрастет с 25 до 40 миллионов человек в год, а туристический поток увеличится на 25 процентов.
О том, как возрождается главная экспозиция страны и какой она станет, читайте в спецпроекте mos.ru.
Источник: Правительство Москвы